Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 206 «Золотой петушок» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. « Если дома ты один...» Программное содержание: Учить детей ответственно и осознанно относиться к сохранению своей жизни и здоровья; закрепить правила поведения дома, в быту; расширять знания детей о предметах и ситуациях, которые могут быть опасными для человека. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, способность по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека, быстроту реакции. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, осознанное понимание значимости советов старших. Цель: Формирование правил поведения обеспечивающих безопасность детей дома. Задачи: 1. Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; закреплять представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. 2. Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за своё поведение у старших дошкольников; развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активной речи и памяти детей. 3. Воспитание ответственности за свое поведение. Оборудование: знак «Опасно!», дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины, игрушки-змейки на руку би-бо-ба ( Спасик, Безопасик) костюм пожарного,красные ленты, гидрант, костюм кошки для рисования: лист А4 с прорезями по 5 см на расстоянии 5 см , полоски 20см ( шириной 5см), цветные карандаши, клей или скотч. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали? Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д. (раздаётся стук) Воспитатель: Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей) Ребенок: Если дома ты остался, А в квартиру постучали, Зазвонил дверной звонокНи за что не открывайте, В дом нельзя чужих пустить. Лучше сразу так и знайте Маме с папой позвонить. Воспитатель: Когда ты дома один – не открывай никому дверь, даже если человек, который за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители. Звонит телефон, воспитатель предлагает ребёнку ответить на телефонный звонок. «Здравствуй деточка, как тебя зовут? У тебя есть любимая игрушка? А кто тебе её купил? А где твоя мама? А где твой папа работает? Куда ушла бабушка? Я подруга твоей мамы, мы с ней вместе учились. Я приехала с другого города, а мама твоя меня не встретила. Подскажи мне, как добраться до вас, позабыла ваш адрес». Ребёнок: А я знаю наш адрес, сейчас скажу… Безопасик(выскакивая из-за ширмы): Стоп! Скорей закончи разговор! Ребята. Звонящая женщина могла оказаться преступницей. Узнав адрес, она могла проникнуть в квартиру, похитить ребёнка, причинить вред здоровью, либо украсть ценные вещи и убежать! Воспитатель: Знакомтесь ребята, это мой друг безопасик, он всегда прав на счет безопасности жизни. И он, как всегда прав! Опасным может быть не только звонок в дверь но и по телефону! Запомните! Когда ты один дома. Нельзя вступать в телефонный разговор с незнакомым тебе человеком. Говорить, что родители на работе, что ты один и сообщать свой адрес. Нужно молча, не отвечая ни на какие вопросы положить трубку. А самое главное о любом звонке незнакомого человека нужно срочно сообщить родителям. Знай, преступник, он- хитёр, Притворится, что монтёр, Или даже скажет он, Что пришёл к вам почтальон. Чтоб тебя не обокрали, Не схватили, не укралиНезнакомцам ты не верь, Закрывай покрепче дверь! А если в дом пытается кто-то пробраться, звони 102 Детям предлагается разиграть отрывок стихотворения С.Я.Маршака «Пожар», распределяются роли Огонь-красная гимнастическая лента, пожарный-костюм, девочка, кошка-маска кошки. Дети занимают места в игровой зоне «Дом». Воспитатель читает стих, дети разигрывают, согласно тексту. Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: - Печку, Леночка, не тронь. Жжётся, Леночка, огонь! Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой, В щёлку красную глядит, А в печи огонь гудит. Приоткрыла дверцу Лена Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок. Заклубился дым угарный. Гарью комната полна. На руках Кузьма-пожарный Вынес Лену из окна. Он, Кузьма,- пожарный старый. Двадцать лет тушил пожары, Сорок душ от смерти спас, Бился с пламенем не раз. Ничего он не боится, Надевает рукавицы, Смело лезет по стене. Каска светится в огне. Вдруг на крыше из-под балки Чей-то крик раздался жалкий, И огню наперерез На чердак Кузьма полез. Сунул голову в окошко, Поглядел...- Да это кошка! Пропадёшь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне!.. Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: - Не зальёшь огня слезами, Мы водою тушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать! Вот тебе на память кошка. Посуши ее немножко! Воспитатель: Как нужно поступить если произошло возгорание? Дети: *Если в доме что-то загорелось – быстро уйти или выбежать из комнаты ил квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «101», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой адрес; позвонить маме на работу. *Если в квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком. *Загорелась одежда – падать и катаясь сбивать огонь. *Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, шкафу – Опасен не только огонь, но и дым. Практическое задание: «Сообщи о пожаре по телефону» (Дети имитируют звонок в пожарную часть) Ребёнок: Сам не справишься с пожаром, Это труд не для детей. Не теряя время даром, «101» звони скорей. Набирай умело, Чтоб не всё сгорело! ( Л. Зильберг) (вдруг за ширмой шуршат Опасики и Безопасик) Воспитатель: Кто тут?! А!!! это мой друг Безопасик и его брат Опасик! / здороваются Воспитатель: почему вы ссоритесь? Безопасик: Потому что Опасик – жадина! Опасик: Безопасик выбирает совсем не те предметы, которыми можно играть! Воспитатель: Ребята, давайте поможем друзьям помириться и поделим все предметы спора на безопасные для игры и опасные. Игра: «Опасно - безопасно» ( Дети делятся на две команды. Первая команда собирает в корзину Безопасика безопасные предметы. Вторая команда собирает в корзину Опасика опасные предметы. Побеждает та команда, которая правильно и быстро наполнит свою корзину.) После того, как корзины будут наполнены подводится итог. Дети объясняют, чем могут быть опасны следующие предметы: ножницы, моющее средство для посуды, таблетки, гвоздь, спички, вязальная спица, бусины, витамины. Воспитатель: Отгадайте мои загадки: К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое ВеличествоЭто … электричество. По тропинкам я бегу, Без тропинок не могу. Где меня, ребята нетНе зажжется в доме свет! (Электрический ток) Воспитатель: Правильно. Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. Когда наступает тёмное время суток, на достаточно щёлкнуть кнопкой выключателя и комнату освещает яркий свет лампы. Ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. А в нашем доме их немало. Например: Есть в домах окошко Необычное немножко. Кто появится в окне- Скажет слово всей стране. (Телевизор) Едет пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) Он один на целом свете Очень рад пыл встретить. (Пылесос) На столе,в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружокРазвесёлый огонёк. (Настольная лампа) Только я, только я На кухне главная. Без меня как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. (Газовая плита) Я пузатый и пыхтящий, Я красивый и блестящий, Если только захочуКипяточку вскипячу. (Самовар, электрический чайник) Воспитатель: Какие электроприборы мы еще не назвали. (Дети называют электроприборы) Представим, что электричество перестало поступать в ваш дом, чо произойдёт? (Дети высказывают свои предположения). Значит можно сделать вывод, что электрический ток наш друг и товарищ. Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам, Чтоб работали приборы: Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесосТок энергию принёс! Воспитатель: Итак, давайте вспомним какие правила осторожности мы должны знать и выполнять? Дети называют правила и совместно с воспитателем ответы обобщаются. *Запомни! Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками! (Вода пропускает через себя ток) *Не пользуйся водой вблизи включённых электроприборов. (Не поливай цветы висящие над TV и другими электроприборами) *Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор. *Не дотрагивайся до включённых электроприборов металлическими предметами (отвёртками, ножницами). *Не прикасайся к электропроводу. *Уходя из дома, проверь, выключены ли электроприборы, газовая плита. А теперь давайте мысленно попутешествуем по дому и подумаем, где подстерегает нас опасность. прихожая, кухня , комната, балкон, туалет, ванная. И еще существует единый телефон спасения, его тоже стоит запомнить 112 Если ты сам вызываешь одну из служб, то запомни алгоритм того, что нужно говорить: что случилось; с кем это случилось; где это случилось (адрес называй четко и разборчиво); сообщи свое имя и фамилию. Творческая мастерская: телефон спасения. На полосках написать номера телефонов служб спасения, на листе нарисовать телефон с кнопками телефона. в прорези вставить полоски, закрепить полоски клеем или скотчем ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575806 Владелец Тарасова Наталья Владимировна Действителен С 15.04.2021 по 15.04.2022