Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 206 «Золотой петушок» _________________________________________________________________ г. Екатеринбург, пос. Чусовское Озеро, ул. Мира,25. Тел/факс: 263-72-82 Краткая презентация Рабочей программы по освоению детьми младшей группы, подгруппы (4-5 лет) Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Краткая презентация Рабочей программы по освоению детьми младшей группы, подгруппы (4-5 лет) Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности В младшей группе, подгруппе (4-5 лет) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 206 «Золотой петушок» (далее МБДОУ) реализуется Рабочая программа по освоению детьми младшей группы, подгруппы (4-5 лет Основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее по тексту – Рабочая программа и/или Программа). Рабочая программа составлена на основе Основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ- детский сад № 206 и является обязательным Приложением к ней. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее по тексту - ФГОС ДО), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года № 2/15), с учетом парциальных программ. Рабочая программа является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте 4-5 лет по направлениям (образовательным областям) - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности - таких, как: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Образовательная деятельность по реализации Рабочей программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации- русском. Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в МБДОУ. Срок реализации рассчитан на 1 год. Цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Задачи обязательной части: - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; - Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - Обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Принципы формирования Программы: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным, в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее- индивидуализация дошкольного образования); - поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, сотрудничество МБДОУ 206 с семьей; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: Младшая группа, подгруппа (5-6 лет) Физическое развитие. Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды). Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность: объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях. Трудовая деятельность: Самостоятельно одевается, раздеваться, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Безопасность: соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Познавательное развитие. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. Речевое развитие. Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки. Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур. Конструирование. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. Музыка. Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Содержательный раздел Рабочей программы определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей младшего дошкольного возраста и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Рабочая программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% от ее общего объема и представлена парциальными программами и методическими пособиями, выбранными участниками образовательных отношений в качестве дополнения содержания образовательных областей: - «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; - методическое пособие «Мы живем на Урале» – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». Толстикова О.В., Савельева О.В. Дополнение содержание ОО обязательной части основной образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий; - «Разговор о правильном питании», разработан в Институте возрастной физиологии Российской академии образования под редакцией М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. - «Ладушки. Праздник каждый день.» Программа дошкольного воспитания детей дошкольного возраста. СПб. Композитор, 2014Каплунова И. Новоскольцева И. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспечения методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает режим пребывания воспитанников в МБДОУ, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Условия реализации Программы: Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ направлена на развитие индивидуальности каждого воспитанника с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этого условия РППС является: - содержательно-насыщенной – включает средства обучения, материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе и развитие мелкой и крупной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; - трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей группы; - полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, модулей, матов, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; - безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как, санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)