Аннотация к Рабочей программе по освоению детьми старшей группы (5-6 лет) Основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 206 «Золотой петушок» Рабочая программа по освоению детьми старшей группы (5-6 лет) Основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 206 «Золотой петушок» (далее по тексту – Рабочая программа и/или Программа) составлена на основе Основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования МБДОУ - детский сад № 206 и является обязательным Приложением к ней. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее по тексту - ФГОС ДО), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года № 2/15), с учетом парциальных программ. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса воспитанников старшей группы № 1 МБДОУ- детский сад № 206. Образовательная деятельность по реализации Рабочей программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации- русском. Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в МБДОУ. Срок реализации рассчитан на 1 год. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Отбор компонентов (содержания) Программы ориентирован на образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и традиционные методики с учётом следующих программ и пособий: Основная часть: комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Е.Н. Вераксы и учебно-методического комплекта (далее УМК) к данной программе (Программа «От рождения до школы» включена в антологию программ реестра ФИРО); Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; - методическое пособие «Мы живем на Урале» – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». Толстикова О.В., Савельева О.В. Дополнение содержание ОО обязательной части основной образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий; - «Разговор о правильном питании», разработан в Институте возрастной физиологии Российской академии образования под редакцией М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. - «Ладушки. Праздник каждый день.» Программа дошкольного воспитания детей дошкольного возраста. СПб. Композитор, 2014 Каплунова И. Новоскольцева И. В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 5 до 6 лет. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный номер 30384). - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 г., № 1014. - Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04.04.2003 г., № 139. - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях». - Устав МБДОУ детский сад № 206 (с изменениями (дополнениями)). - Локальные правовые акты МБДОУ, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы построения и реализации Программы: - полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего, дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); - содействия сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничества Организации с семьей; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёта этнокультурной ситуации развития детей. Цель - всестороннее развитие ребенка 6-го года жизни в адекватных его возрасту видах детской деятельности; формирование социокультурной среды, направленной на развитие общей культуры, физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста. Задачи: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В Программе отражены: Целевой раздел - Пояснительная записка - Цели и задачи реализации Программы - Принципы и подходы к формированию Программы - Характеристики, значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования. - Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Развивающее оценивание качества образовательной деятельности. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: - Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»; Образовательная область «Познавательное развитие»; Образовательная область «Речевое развитие»; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»; Образовательная область «Физическое развитие»; - Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников - Организационный раздел Материально-техническое обеспечение рабочей программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Организация развивающей предметно-пространственной среды Реализация задач образовательной программы происходит в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, общения, музыкального развития, двигательной деятельности, коммуникативной, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора), а также в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и в совместной деятельности со взрослым.