Приложение №13 к ООП ДО Рабочая программа воспитания МБДОУ - детский сад № 206

Содержание
Раздел Наименование раздела
Пояснительная записка

Стр.
3

1.

Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

4

1.1.

Цель Программы воспитания

4

1.2.

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

5

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

6

1.3.1.

Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте

6

1.3.2.

Преемственность в результатах освоения программы воспитания

17

2.

Содержание Программы воспитания

23

2.1

Содержание Программы воспитания

23

2.1.1.

Модуль «Моя семья»

24

2.1.2.

Модуль «Моё здоровье»

25

2.1.3.

Модуль «Труд славит человека»

26

2.1.4.

Модуль «Родина моя»

27

2.1.5.

Модуль «Мир, в котором я живу»

28

2.2.

Особенности реализации воспитательного процесса

29

2.3.

30

3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Организационные условия реализации Программы воспитания

3.1.

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

31

3.2.

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение

32

3.3

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

32

3.4.

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитание
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания

32

Матерниально-техническое обеспечение реализации Программы
воспитания

32

3.5.
3.6.

31

32

Приложение к Рабочей программе воспитания

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной
общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования
(далее - ООПДО) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад № 206 «Золотой петушок» (далее - МБДОУ). Программа обеспечивает
реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитанияв Российской Федерации на период до 2025 года.
Основанием для разработки Программы послужили следующие нормативно-правовые
документы:
 Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся.
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №
1155.
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период 2024 года».
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
 Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 02.06.2020 № 2/20.
 Методические рекомендации по разработке программы воспитания ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности,
сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие,
справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к
исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством,
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-культурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества
и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе
и
окружающей среде.
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется
на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего
человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех
сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества
и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность,
понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)

3

представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия
основных субъектов национальной жизни.
Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений
развития и образования детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), на основе таких
ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Родина», «Труд», «Природа». Через эти ценности
будут усваиваться детьми представления о взаимоотношениях в семье, сдругими людьми, с
самим собой, уважение к труду и стремление помогать взрослым и сверстникам, понимание
красоты природы и искусства, желание самому участвовать в создании нового, умение
взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях, выражать свое отношение, прежде
всего эмоциональное ко всему, что их окружает.
Реализация Программы воспитания основана на сетевом взаимодействии с разными
субъектами воспитательно-образовательного процесса.
При разработке Программы воспитания учитывались ключевые идеи Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
 воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом;
 двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность
и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального
самоопределения в сетевом мире;
 непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;
 направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;
 воспитание человека в процессе деятельности;
 единство и целостность процесса воспитания и развития личности;
 центральная роль развития личности в процессе образования;
 контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового
пространства воспитания и развития личности.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и
консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к
жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины,
Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и
развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
1.1. Цель Программы воспитания
Цель Программы основывается на базовых для нашего общества ценностях (таких как
семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек). Она является
ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных
направлениях многогранной личности.
Цель реализации Программы – формирование общей культуры личности, в том
числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового
образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Задачи реализации Программы (для детей младшего дошкольного возраста):
1. развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
2. сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
3. развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
в том числе народного творчества;
4. содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
5. сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и
убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.),

4

стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от
участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
6. сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть
символику своей страны (флаг, герб, гимн).
Задачи реализации Программы (для детей старшего дошкольного возраста):
1. обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе;
2. поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
3. воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности,
формирование основ патриотизма;
4. углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать
им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа
жизни;
5. сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к
природе и понимании самоценности природы;
6. развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись,
графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж,
натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к
русскому языку, языкам других народов;
7. поощрять проявления морально-волевых качеств.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
В процессе освоения ценностей воспитанник строит определенную траекторию своего
движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития.
Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический
подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход. Примерная программы
основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания,
содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ»1: формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:
развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; личностно ориентированной
педагогики сотрудничества; развитие личности ребенка в контексте сохранения его
индивидуальности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания;
идея об онтологической
(бытийной) детерминированности воспитания;
идея
о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде
воспитания; теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных
«специфически детских видов деятельности».
Процесс воспитания в МБДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
Ст.2 Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
1

5

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей).
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых;
- партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной
работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники МБДОУ
должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и
традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также
использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного
образования детей для обогащения детского развития.
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые
результаты
воспитания
носят
отсроченный
характер,
а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности
ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух
описательных моделей – «Портрета выпускника ДОО» и «Портрета гражданина России».
1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам)
предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах
(таблица 1):

6

Таблица 1
Портрет
Гражданина России 2035
года
(общие характеристики)
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам
Отечества, гражданского
общества, демократии,
гуманизма, мира во всем
мире. Действующий в
интересах обеспечения
безопасности и благополучия
России, сохранения родной
культуры, исторической
памяти и преемственности на
основе любви к Отечеству,
малой родине,
сопричастности к
многонациональному народу
России, принятия
традиционных духовнонравственных ценностей
человеческой жизни, семьи,
человечества, уважения
к традиционным религиям
России. Уважающий прошлое
родной страны и
устремлённый в будущее.

Базовые ценности
воспитания





формирование у
обучающихся чувства
патриотизма;
формирование
уважения к памяти
защитников Отечества
и подвигам Героев
Отечества;
формирование
бережного отношения
к культурному
наследию и традициям
многонационального
народа Российской
Федерации.

Портрет
выпускника ДОО
(дескрипторы)
1.1. Любящий свою
семью, принимающий
ее ценности
и поддерживающий
традиции.
1.2. Любящий свою
малую Родину и
имеющий
представление о
России в мире,
испытывающий
симпатии и уважение
к людям разных
национальностей.
1.3. Эмоционально и
уважительно
реагирующий на
государственные
символы;
демонстрирующий
интерес и уважение
к государственным
праздникам
и важнейшим
событиям в жизни
России, места, в
котором он живет.
1.4. Проявляющий
желание участвовать
в делах семьи, группы
детского сада, своей
малой Родины
(города, села).

Планируемые
результаты














имеет представления
о семейных
ценностях, семейных
традициях,
бережном
отношение к ним;
проявляет
нравственные
чувства,
эмоциональноценностное
отношение к семье;
проявляет
ценностное
отношение к
прошлому и
будущему – своему,
своей семьи, своей
страны;
проявляет
уважительное
отношение к
родителям, к
старшим, заботливое
отношение к
младшим;
имеет первичные
представления о
гражданских
ценностях,
ценностях истории,
основанных на
национальных
традициях, связи
поколений,
уважении к героям
России;
знает символы
государства – Флаг,
Герб Российской
Федерации и
символику субъекта
Российской
Федерации, в
которой живет;
проявляет высшие
нравственные

7







2. Гражданская позиция и

правосознание
Активно и сознательно

принимающий участие в
достижении национальных
целей развития России в

различных сферах социальной
жизни и экономики,
участвующий в деятельности
общественных объединениях,
волонтёрских
и благотворительных
проектах. Принимающий и
учитывающий
в своих действиях ценность
и неповторимость, права и
свободы других людей на
основе развитого
правосознания.

формирование
гражданственности;
формирование
уважения к закону и
правопорядку;
формирование
взаимного уважения.

2.1. Уважающий
этнокультурные,
религиозные
особенности других
людей (сверстников,
взрослых).
2.2. Принимающий
ценность
человеческой жизни и
неповторимость прав
и свобод других
людей.
2.3.
Доброжелательный
по отношению к
другим людям,
включая людей с
ОВЗ, эмоционально
отзывчивый,
проявляющий
понимание и
сопереживание,
готовый оказать
посильную помощь
нуждающимся
в ней сверстникам и
взрослым.
2.4. Знающий и
понимающий основы
правовых норм,
регулирующих
отношения между
людьми.
2.5. Способный к
оценке своих
действий и
высказываний, оценке









чувства: патриотизм,
уважение к правам и
обязанностям
человека;
имеет начальные
представления о
правах и
обязанностях
человека,
гражданина,
семьянина,
товарища;
проявляет
познавательный
интерес и уважение
к важнейшим
событиям истории
России и ее народов,
к героям России;
проявляет интерес к
государственным
праздникам и имеет
желание участвовать
в праздниках и их
организации в ДОО.
имеет представления
об этических нормах
взаимоотношений
между людьми
разных этносов,
носителями разных
убеждений,
представителями
различных культур;
имеет первичные
представления
о
многонациональност
и России, фольклоре
и этнокультурных
традициях народов
России;
понимает, что все
люди имеют равные
права и могут
выступать за них;
имеет представление
о чувстве
собственного
достоинства,
самоуважении.

8

3. Социальная
направленность и зрелость
Проявляющий
самостоятельность и
ответственность в постановке
и достижении жизненных
целей, активность, честность
и принципиальность в
общественной сфере,
нетерпимость к проявлениям
непрофессионализма в
трудовой деятельности,
уважение и признание
ценности каждой
человеческой личности,
сочувствие и деятельное
сострадание к другим людям.
Сознательно и творчески
проектирующий свой
жизненный путь,
использующий для
разрешения проблем и
достижения целей средства
саморегуляции,
самоорганизации и
рефлексии.





формирование
уважения к человеку
труда и старшему
поколению;
формирование
взаимного уважения.

их влияния на других
людей.
2.6. Осознающий и
принимающий
элементы гендерной
идентичности,
психологических и
поведенческих
особенностей
человека
определенного пола,
включая типичное
ролевое поведение.
2.7. Проявляющих
чувства принятия по
отношению к самому
себе, чувства
собственных прав и
границ, готовности
постоять за себя и
ценить свои
собственные
интересы.
3.1. Имеющий
начальные
представления о
нравственных
ценностях в
отношении общества,
сверстников,
взрослых, природного
и предметного
окружения и себя
самого в
окружающем мире.
3.2. Проявляющий
разнообразные
моральнонравственные
чувства,
эмоциональноценностное
отношение к
окружающим людям,
природе и
предметному миру, к
самому себе
(гордость,
удовлетворённость,
стыд,
доброжелательность
и т.д.).
3.3. Начинающий
осознавать себя (свое
«Я») в соответствии с
семейными,
национальными,
нравственными
ценностями и
нормами и правилами
поведения.
3.4. Различающий
основные проявления











имеет
первичные
представления
о
нравственных
ценностях
в
отношении
общества,
сверстников,
взрослых,
предметного мира и
себя в этом мире;
проявляет
нравственные
чувства,
эмоциональноценностного
отношения
к
окружающим людям,
предметному миру, к
себе;
испытывает чувства
гордости,
удовлетворенности,
стыда
от
своих
поступков, действий
и поведения;
доброжелательный,
умеющий слушать и
слышать
собеседника,
обосновывать свое
мнение;
способный выразить
себя
в
игровой,
досуговой
деятельности
и
поведении
в
соответствии
с
нравственными
ценностями;

9

добра и зла,
принимает и уважает
ценности общества,
правдивый,
искренний,
способный к
сочувствию и заботе,
к нравственному
поступку, проявляет
ответственность за
свои действия и
поведение.
















самостоятельно
применяет
усвоенные правила,
владеет
нормами,
конструктивными
способами
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками
(умение
договариваться,
взаимодействовать в
игровых отношениях
в рамках игровых
правил и т.д.);
преобразует
полученные знания и
способы
деятельности,
изменяет поведение
и стиль общения со
взрослыми
и
сверстниками
в зависимости от
ситуации;
способен
к
творческому
поведению в новых
ситуациях
в
соответствии
с
принятой системой
ценностей;
выражает
познавательный
интерес
к
отношениям,
поведению людей,
стремление
их
осмысливать,
оценивать
в
соответствии
с
усвоенными
нравственными
нормами
и
ценностями;
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам;
экспериментирует в
сфере установления
отношений,
определения позиции
в
собственном
поведении;
способен
самостоятельно
действовать, в случае
затруднений
обращаться
за
помощью;
осознает
возможности

10
















совместного поиска
выхода
из
сложившейся
проблемной
ситуации
или
принятия решений;
использует принятые
в обществе правила
коммуникации
(спокойно
сидеть,
слушать,
дать
возможность
высказаться);
умеет слушать и
уважать
мнения
других людей;
умеет
пойти
навстречу другому
при несовпадающих
интересах и мнениях,
найти компромисс и
совместно прийти к
решению,
которое
поможет достигнуть
баланса интересов;
пытается соотнести
свое
поведение
с
правилами
и
нормами общества;
осознает
свое
эмоциональное
состояние;
имеет свое мнение,
может
его
обосновать;
осознает,
что
существует
возможность
влияния на свое
окружение,
достижения
чеголибо
и
необходимость нести
за
это
ответственность, что
способствует
постепенному
приобретению
навыка принимать
осознанные решения;
имеет
начальные
способности
управлять
своим
поведением,
планировать
свои
действия;
старается
не
нарушать
правила
поведения,
испытывает чувство
неловкости, стыда в
ситуациях, где его

11



4. Интеллектуальная
самостоятельность
Системно, креативно
и критически мыслящий,
активно и целенаправленно
познающий мир,
самореализующийся
в профессиональной и
личностной сферах на основе
этических
и эстетических идеалов.






формирование
уважения к человеку
труда и старшему
поколению;
формирование
взаимного уважения;
формирование
бережного отношения
к культурному
наследию и традициям
многонационального
народа Российской
Федерации.

4.1. Способный
выразить себя
в разных видах
деятельности
(игровой, трудовой,
учебной и пр.) в
соответствии с
нравственными
ценностями и
нормами.
4.2. Проявляющий
личностные качества,
способствующие
познанию, активной
социальной
деятельности:
инициативный,
самостоятельный,
креативный,
любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в самовыражении, в
том числе
творческом.
4.3. Активный,
проявляющий
самостоятельность и
инициативу
в познавательной,
игровой,
коммуникативной и
продуктивных видах
деятельности
ив
самообслуживании.
4.4. Способный
чувствовать
прекрасное в быту,
природе, поступках,
искусстве,
стремящийся к
отображению
прекрасного
в продуктивных
видах деятельности,
обладающий
основами
художественноэстетического вкуса.
Эмоционально
отзывчивый к
душевной
и физической красоте









поведение
неблаговидно;
поведение в
основном
определяется
представлениями о
хороших и плохих
поступках.
проявляет
любознательность и
интерес к поиску и
открытию
информации,
способствующей
осознанию и
обретению своего
места в обществе
(коллективе
сверстников в
детском саду и
новых общностях, в
кругу знакомых и
незнакомых
взрослых);
проявляет
инициативу в
самостоятельном
решении несложных
практических
проблем и в
реализации
собственных идей и
замыслов;
проявляет
инициативу в
получении новой
информации и
практического
опыта;
проявляет желание
сотрудничать с
другими детьми и
взрослыми в
решении посильных
общественных задач.

12

5. Зрелое сетевое поведение
Эффективно и уверенно
осуществляющий сетевую
коммуникацию и
взаимодействие на основе
правил сетевой культуры и
сетевой этики, управляющий
собственной репутацией в
сетевой среде, формирующий
«здоровый» цифровой след.





формирование
уважения к закону и
правопорядку;
формирование
взаимного уважения;
формирование
бережного отношения
к природе и
окружающей среде.

человека,
окружающего мира,
произведений
искусства.
4.5. Способный к
самостоятельному
поиску решений в
зависимости
от знакомых
жизненных ситуаций.
4.6. Мотивированный
к посильной
проектной и
исследовательской
деятельности
экспериментировани
ю, открытиям,
проявляющий
любопытство
и стремление к
самостоятельному
решению
интеллектуальных
и практических задач.
4.7. Не принимающий
действия
и поступки,
противоречащие
нормам
нравственности и
культуры поведения.
5.1. Способный
отличать реальный
мир от
воображаемого и
виртуального и
действовать
сообразно их
специфике.
5.2. Способный
общаться и
взаимодействовать с
другими детьми и
взрослыми с
помощью простых
цифровых технологий
и устройств.
5.3. Понимающий
правила
использования
различных средств
сетевой среды без
вреда для
физического и
психического
здоровья
(собственного и
других людей) и
подчиняется
требованиям
ограничения времени
занятий с подобными
устройствами.







осознанно
выполняет правила
здоровьесбережения
и техники
безопасности при
использования
разных средств
сетевой среды и
виртуальных
ресурсов;
использует простые
средства сетевого
взаимодействия для
установления
общественно
полезных и
продуктивных
контактов с другими
людьми;
понимает
прагматическое
назначение
цифровой среды и ее
рациональные
возможности в
получении и
передаче
информации,
создании
общественно
полезных продуктов
и т.д.

13

6. Экономическая
активность
Проявляющий стремление
к созидательному труду,
успешно достигающий
поставленных жизненных
целей за счёт высокой
экономической активности
и эффективного поведения
на рынке труда в условиях
многообразия социальнотрудовых ролей,
мотивированный к
инновационной деятельности.



7. Коммуникация
и сотрудничество
Доброжелательно,
конструктивно и эффективно
взаимодействующий с
другими людьми –
представителями различных
культур, возрастов, лиц с
ограниченными
возможностями здоровья (в
том числе в составе команды);
уверенно выражающий свои
мысли различными способами
на русском и родном языке.







формирование
гражданственности;
формирование
уважения к человеку
труда и старшему
поколению.

формирование
взаимного уважения;
формирование
бережного отношения
к культурному
наследию и традициям
многонационального
народа Российской
Федерации.

6.1. Ценящий труд в
семье и в обществе,
уважает людей труда,
результаты их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие при
выполнении
поручений
и в самостоятельной
деятельности.
Бережно и
уважительно
относящийся к
результатам своего
труда, труда других
людей.
6.2. Имеющий
элементарные
представления о
профессиях
и сферах
человеческой
деятельности, о роли
знаний, науки,
современного
производства в жизни
человека и общества.
6.3. Стремящийся к
выполнению
коллективных и
индивидуальных
проектов, заданий и
поручений.
6.4. Стремящийся к
сотрудничеству со
сверстниками и
взрослыми в
трудовой
деятельности.
6.5. Проявляющий
интерес к
общественно
полезной
деятельности.
7.1. Владеющий
основами речевой
культуры,
дружелюбный
и доброжелательный,
умеющий слушать и
слышать собеседника,
взаимодействовать со
взрослыми и
сверстниками на
основе общих
интересов и дел.
7.2. Следующий
элементарным
общественным
нормам и
правилам поведения,
владеет основами












имеет первичные
представления о
ценностях труда, о
различных
профессиях;
проявляет уважение
к людям труда в
семье и в обществе;
проявляет навыки
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми в
трудовой
деятельности.

умеет выслушать
замечание и
адекватно
отреагировать на
него (эмоционально,
вербально);
умеет выразить и
отстоять свою
позицию, а также
принять позицию
другого человека
(сверстника,
взрослого);
отрицательно
относиться к лжи и
манипуляции (в
собственном
поведении и со

14

8. Здоровье и безопасность
Стремящийся к гармоничному
развитию, осознанно
выполняющий правила
здорового и экологически
целесообразного образа
жизни и поведения,
безопасного для человека
и окружающей среды (в том
числе и сетевой),
воспринимающий природу
как ценность, обладающий
чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к
природным ресурсам,
ограничивающий свои
потребности.





формирование
уважения к закону и
правопорядку;
формирование
взаимного уважения;
формирование
бережного отношения
к природе и
окружающей среде.

управления
эмоциональным
состоянием
(эмоциональный
интеллект).
7.3.
Ориентирующийся в
окружающей среде
(городской,
сельской), следует
принятым в обществе
нормам и правилам
поведения
(социальный
интеллект).
7.4. Владеющий
средствами
вербального и
невербального
общения.
7.5.
Демонстрирующий в
общении
самоуважение и
уважение к другим
людям, их правам и
свободам.
7.6. Принимающий
запрет на физическое
и психологическое
воздействие на
другого человека.
8.1. Обладающий
жизнестойкостью и
оптимизмом,
основными навыками
личной и
общественной
гигиены, стремится
соблюдать правила
безопасного
поведения
в быту, социуме,
природе.
8.2. Обладающий
элементарными
представлениями об
особенностях
здорового образа
жизни.
8.3. Обладающий
элементарными
представлениями о
правилах
безопасности дома, на
улице, на дороге, на
воде.
8.4. Соблюдающий
правила здорового,
экологически
целесообразного
образа жизни
и поведения,















стороны других
людей);
стремится обличить
несправедливость
и встать на защиту
несправедливо
обиженного;
выполняет разные
виды заданий,
поручений, просьб,
связанных с
гармонизацией
общественного
окружения;
умеет выступить и в
роли организатора,
и в роли
исполнителя в
деловом, игровом,
коммуникативном
взаимодействии;
оказывает
посильную помощь
другим людям
(сверстникам и
взрослым) по их
просьбе и
собственной
инициативе.

умеет регулировать
свое поведение и
эмоции в обществе,
сдерживать
негативные
импульсы
и состояния;
знает и выполняет
нормы и правила
поведения в
общественных
местах
в соответствии с их
спецификой
(детский сад,
транспорт,
поликлиника,
магазин, музей, театр
и пр.);
умеет донести свою
мысль с
использованием
разных средств
общения до
собеседника на
основе особенностей
его личности
(возрастных,
психологических,
физических);

15

безопасного для
человека и
окружающей среды.
8.5. Чутко и гуманно
относящийся ко всем
объектам живой и
неживой природы.
8.6. Понимающий
ценность собственной
жизни и
необходимость
заботиться о
собственном здоровье
и безопасности

















9. Мобильность и
устойчивость
Сохраняющий внутреннюю
устойчивость в динамично




формирование основ
дружбы,
взаимопомощи;

9.1. Стремящийся к
выполнению
коллективных и
индивидуальных



спокойно реагирует
на непривычное
поведение других
людей, стремится
обсудить его с
взрослыми без
осуждения;
не применяет
физического насилия
и вербальной
агрессии в общении
с другими людьми;
отстаивает свое
достоинство и свои
права в обществе
сверстников и
взрослых;
помогает менее
защищенным и
слабым сверстникам
отстаивать их права
и достоинство;
имеет первичные
представления
об экологических
ценностях,
основанных на
заботе о живой и
неживой природе,
родном крае,
бережном
отношении к
собственному
здоровью;
проявляет желание
участвовать
в экологических
проектах, различных
мероприятиях
экологической
направленности;
проявляет
разнообразные
нравственные
чувства,
эмоциональноценностное
отношение к
природе;
имеет начальные
знания о традициях
нравственноэтического
отношения к
природе в культуре
России, нормах
экологической
этики.
участвует в
посильных
общественнозначимых

16

меняющихся и
непредсказуемых условиях,
гибко адаптирующийся к
изменениям, проявляющий
социальную,
профессиональную
и образовательную
мобильность,
в том числе в форме
непрерывного
самообразования
и самосовершенствования.




формирование
условий для
стремления к знаниям;
формирование
представления о
труде, личности.

проектов, заданий и
поручений.
9.2. Проявляющий
интерес
к общественно
полезной
деятельности.
9.3. Проявляющий в
поведении
и деятельности
основные волевые
качества:
целеустремленность,
настойчивость,
выносливость,
усидчивость;
осуществляющий
элементарный
самоконтроль и
самооценку
результатов
деятельности и
поведения.
9.4. Способный к
переключению
внимания и
изменению поведения
в зависимости от
ситуации.









социальных
проектах;
выполняет просьбы
и поручения
взрослых и
сверстников;
умеет распределить
и удержать
собственное
внимание в процессе
деятельности,
самостоятельно
преодолеть в ее ходе
трудности;
адекватно оценивает
результаты своей
деятельности и
стремится к их
совершенствованию;
проявляет основы
способности
действовать в
режиме
многозадачности.

1.3.2. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания
Преемственность в результатах освоения Программы обеспечивается планированием
результатов воспитания по основным направлениям:
 развитие основ нравственной культуры;
 формирование основ семейных и гражданских ценностей;
 формирование основ гражданской идентичности;
 формирование основ социокультурных ценностей;
 формирование основ межэтнического взаимодействия;
 формирование основ информационной культуры;
 формирование основ экологической культуры;
 воспитание культуры труда.
Планируемые результаты воспитания
на уровне ДО

Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры






обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного
достоинства;
активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет

Планируемые результаты воспитания
на уровне НОО




проявляет готовность
и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации
к обучению и познанию, ценностносмысловые установки;
проявляет установки, отражающие
индивидуально-личностную позицию,
социальные компетенции, личностные
качества, сформированность основ
Российской гражданской
идентичности;

17

свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты.












Формирование основ
семейных и
гражданских
ценностей














имеет представления о семейных
ценностях, семейных традициях,
бережное отношение к ним;
проявляет нравственные чувства,
эмоционально-ценностное отношение к
семье;
проявляет уважительное отношение к
родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим;
имеет первичные представления о
гражданских ценностях, ценностях
истории, основанных на национальных
традициях, связи поколений, уважении
к героям России;
имеет представление о символах
государства: Флаг и Герб Российской
Федерации и символику субъекта
Российской Федерации, в котором
проживает;
проявляет высшие нравственные
чувства: патриотизм, уважение
к правам и обязанностям человека;
имеет начальные представления о
правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища;
проявляет познавательный интерес
к важнейшим событиям истории России
и ее народов, к героям России;
проявляет уважение
к защитникам Родины;
проявляет интерес
к государственным праздникам и
желания участвовать в праздниках
и их организации
в образовательной организации.













различает хорошие и плохие поступки,
умеет отвечать за свои собственные
поступки;
соблюдает правила поведения в
образовательном учреждении, дома, на
улице, в общественных местах,
на природе;
негативно относится к нарушениям
порядка в группе, дома, на улице;
к невыполнению человеком любого
возраста и статуса своих обязанностей;
проявляет уважительное и
доброжелательное отношение к
родителям, другим старшим и младшим
людям;
использует правила этики и культуры
речи;
избегает плохих поступков; умеет
признаться в плохом поступке
и проанализировать его;
понимает возможное негативное
влияние на морально-психологическое
состояние человека компьютерных игр,
видеопродукции, телевизионных
передач, рекламы.
имеет представления
о государственном устройстве
Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества,
о его важнейших законах;
знает символы государства: Флаг и
Герб Российской Федерации и
символику субъекта Российской
Федерации, в котором проживает;
имеет представления о правах и
обязанностях гражданина России,
правах ребенка;
проявляет интерес к общественным
явлениям, осознает важность активной
роли человека в обществе;
знает национальных героев
и важнейшие события истории России
и её народов.
знает государственные праздники,
принимает участие в важнейших
событиях жизни России, субъекта
Российской Федерации, а котором
проживает;
уважительно относится
к защитникам Родины;
уважительно относится
к русскому языку как
государственному, языку
межнационального общения.

18

Формирование основ
гражданской
идентичности

























имеет первичные представления о

нравственных ценностях в отношении
общества, сверстников, взрослых,
предметного мира

и себя в этом мире;
проявляет нравственные чувства,
эмоционально-ценностного отношения
к окружающим людям, предметному
миру, к себе;
испытывает чувства гордости,
удовлетворенности, стыда от своих
поступков, действий и поведения;
доброжелателен, умеет слушать и
слышать собеседника, обосновывать
свое мнение;
демонстрирует способность выразить
себя в игровой, досуговой деятельности
и поведении в соответствии с
нравственными ценностями;
самостоятельно применяет усвоенные
правила, владеет нормами,
конструктивными способами
взаимодействия с взрослыми и
сверстниками (умение договариваться,
взаимодействовать в игровых
отношениях в рамках игровых правил и
т.д.);
преобразует полученные знания и
способы деятельности, изменяет
поведение и стиль общения со
взрослыми и сверстниками в
зависимости от ситуации;
способен к творческому поведению в
новых ситуациях в соответствии с
принятой системой ценностей;
выражает познавательный интерес
к отношениям, поведению людей,
стремление их осмысливать, оценивать
в соответствии с усвоенными
нравственными нормами и ценностями;
экспериментирует в сфере установления
отношений, определения позиции в
собственном поведении;
способен самостоятельно действовать, в
случае затруднений обращаться за
помощью;
осознает преимущества совместного
поиска выхода из сложившейся
проблемной ситуации или принятия
решений;
использует принятые в обществе
правила коммуникации (спокойно
сидеть, слушать, дать возможность
высказаться);
слушает и уважает мнения других
людей;
идет навстречу другому при
несовпадающих интересах и мнениях,
найти компромисс
и совместно прийти к решению, которое
поможет достигнуть баланса интересов;

имеет представления о базовых
национальных ценностях Российского
государства;
имеет первоначальные представления о
роли традиционных религий
в истории и культуре нашей страны.

19











Формирование основ
социокультурных
ценностей

















соотносит свое поведение с правилами
и нормами общества.
управляет своим эмоциональным
состоянием;
имеет свое мнение, может его
обосновать;
оказывает позитивное влияние на свое
окружение;
осознанно принимает решения и несет
за них ответственность;
способен управлять своим поведением,
планировать свои действия;
старается не нарушать правила
поведения, испытывает чувство
неловкости, стыда в ситуациях, где его
поведение неблаговидно;
проявляет поведение, которое в
основном определяется
представлениями о хороших и плохих
поступках.
демонстрирует интерес к поиску и
открытию информации;
проявляет инициативу в реализации
собственных замыслов;
Инициативен в получении новой
информации и практического опыта,
мотивируя ее потребностью в
саморазвитии и желанием помогать
другим людям, взаимодействовать
с ними в решении посильных, но
серьезных общественных задач;
владеет основами управления своим
поведением и эмоциями в обществе,
способен сдерживать негативные
импульсы и состояния;
знает и выполняет нормы и правила
поведения в общественных местах
в соответствии с их спецификой
(детский сад, транспорт, поликлиника,
магазин, музей, театр и пр.);
умеет донести свою мысль с
использование разных средств общения
до собеседника на основе особенностей
его личности (возрастных,
психологических, физических);
имеет первичные представления
о социокультурных ценностях,
основанных на знаниях национальных
традиций
и обычаев, на уважении к
произведениям культуры
и искусства;
проявляет интерес, любознательность к
различным видам творческой
деятельности;
способен выразить себя в доступных
видах деятельности в соответствии с
социокультурными ценностями;
проявляет потребности к реализации
эстетических ценностей в пространстве
образовательной организации;















демонстрирует ценностное отношение
к учёбе как к виду творческой
деятельности;
имеет элементарные представления о
роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и
общества;
имеет первоначальные навыки
командной работы, в том числе в
разработке и реализации учебных
и практикоориентированных проектов;
имеет представления о душевной и
физической красоте человека;
способен видеть красоту природы,
труда и творчества;
проявляет интерес к чтению,
произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам,
музыке;
интересуется занятиями
художественным творчеством;
поддерживает опрятный внешний вид;
отрицательно относится к некрасивым
поступкам
и неряшливости;
отрицательно относится к аморальным
поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям, в том числе в
содержании художественных фильмов
и телевизионных передач.

20



Формирование основ
межэтнического
взаимодействия











Формирование основ
информационной
культуры







эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения
народного
и профессионального искусства.
имеет представления об этических
нормах взаимоотношений между
людьми разных этносов, носителями
разных убеждений, представителями
различных культур;
имеет первичные представления
о многонациональных народах России,
об этнокультурных традициях,
фольклоре народов России;
понимает, что все люди имеют равные
права;
спокойно реагирует на непривычное
поведение других людей, стремится
обсудить его с взрослыми;
не применяет физического насилия
и вербальной агрессии в общении с
другими людьми;
способен отстаивать свое достоинство и
свои права
в обществе сверстников
и взрослых с помощью рациональной
аргументации.
помогает менее защищенным и слабым
сверстникам отстаивать
их права и достоинство.
осознанно выполняет правила
здоровьесбережения и техники
безопасности при использования
разных средств сетевой среды и
виртуальных ресурсов;
использует простые средства сетевого
взаимодействия для установления
общественно полезных и
продуктивных контактов с другими
людьми;
понимает прагматическое назначение
цифровой среды и ее рациональные
возможности в получении и передаче
информации, создании общественно
полезных продуктов и т.д.


















Формирование основ
экологической
культуры



имеет первичные представления
об экологических ценностях,
основанных на заботе о живой и
неживой природе, родном крае,



проявляет ценностное отношение к
своему национальному языку
и культуре;
способен к установлению дружеских
взаимоотношений в коллективе,
основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
имеет начальные представления о
народах России, об их общей
исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны.

использует знаково-символические
средства представления информации
для создания моделей изучаемых
объектов и процессов;
самостоятельно организует поиск
информации;
критически относится
к информации и избирательности её
восприятия;
уважительно относится к информации
о частной жизни и информационным
результатам деятельности других
людей;
осознанно выполняет правила
эргономики использования разных
средств сетевой среды и виртуальных
ресурсов;
использует простые средства сетевого
взаимодействия
для установления общественно
полезных и продуктивных контактов с
другими людьми;
понимает прагматическое назначение
цифровой среды и ее рациональные
возможности
в получении и передаче информации,
создании общественно полезных
продуктов и т.д.
проявляет интерес
и ценностное отношение
к природным явлениям
и разным формам жизни; понимание

21






Воспитание культуры 
труда















бережном отношении к собственному
здоровью;
проявляет разнообразные нравственные
чувства, эмоционально-ценностного
отношения к природе;
имеет начальные знания о традициях
нравственно-этическом отношении к
природе в культуре России, нормах
экологической этики;
проявляет желание участвовать в
экологических проектах, различных
мероприятиях экологической
направленности.
выслушивает замечания и адекватно
реагирует на него (эмоционально,
вербально);
выражает и отстаивает свою позицию, а
также способен принять позицию
другого человека (сверстника,
взрослого), подкрепленную
аргументами;
не принимает лжи и манипуляции (в
собственном поведении и со стороны
других людей);
стремится выявить несправедливость и
встать
на защиту несправедливо обиженного;
выполняет разные виды заданий,
поручений, просьб, связанных с
гармонизацией общественного
окружения;
может выступать в разных ролях: в
роли организатора, в роли исполнителя
в деловом, игровом, коммуникативном
взаимодействии;
оказывает посильную практическую и
психологическую помощь другим
людям (сверстникам и взрослым) по их
просьбе и собственной инициативе;
имеет первичные представления о
ценностях труда, о различных
профессиях;
проявляет навыки сотрудничества
со сверстниками и взрослыми
в трудовой деятельности;
активно участвует
в общественно полезной деятельности;
умеет выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных
для ребёнка видах трудовой
деятельности.

роли человека
в природе;
бережно относится
ко всему живому;
имеет первоначальные представления о
влиянии природного окружения
на жизнь и деятельность человека.















имеет представления
о ведущей роли образования
и трудовой деятельности в жизни
человека; о значении творчества в
развитии общества;
проявляет уважение к труду и
творчеству взрослых и сверстников;
имеет представления
о профессиональных сферах
человеческой деятельности;
прроявляет дисциплинированность,
последовательность
и настойчивость в выполнении
учебных и учебно-трудовых заданиях;
соблюдает порядок на рабочих местах
(в школе, дома и пр.);
бережно относится к результатам
своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам,
личным вещам;
отрицательно относится к лени и
небрежности в труде и учёбе,
небережливому отношению к
результатам труда людей.

22

Раздел 2. Содержание Программы воспитания
2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО),
одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных
областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей
друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных
ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие
у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного
опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению
сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и
социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как
основе жизни человека на земле; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье.
Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных
чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе
защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.
В соответствии с ФГОС ДО содержания программы реализуется в ходе
образовательной деятельности; режимных моментов; в рамках самостоятельной
деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Виды деятельности:
 игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
 познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
 восприятие художественной литературы и фольклора;
 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
 конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
 музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
 двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие,
коллекционирование, чтение, беседа, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное
творческое дело, проекты, наблюдения, экологические акции, экскурсии, мастерская,

23

праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры,
инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы образовательной организации:
1) формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
2) формирование бережного отношения к живой природе, культурному наследию и
народным традициям;
3) воспитание у дошкольников уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
4) приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
5) формирование
гендерной,
семейной
гражданской
принадлежности,
патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу.
Каждое из них представлено в модулях «Моя семья», «Моё здоровье», «Труд славит
человека», «Родина моя», «Мир, в котором я живу».
Содержание модулей отражено в календарно-тематическом плане воспитательной
работы (Приложение 1).
2.1.1. Модуль «Моя семья»
Цель модуля: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, ознакомление с социальными отношениями в семье.
Задачи модуля:
- формировать правильное представление о семье, обязанностях и её членах;
- формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности.;
- познакомить с правилами почитания и уважения старших;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем
членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и
взаимопомощи в семейной жизни.
Основные показатели освоения модуля:
3 – 4 года
Знает своё имя, фамилию, пол, возраст; осознаёт свои отдельные умения и действия. Знает
членов своей семьи и ближайших родственников. Называет хорошо знакомых животных и
растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида.
4 – 5 лет
Имеет первичные представления о своём организме. Рассказывает о деятельности членов
своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках,
домашних животных. Беседует о профессиях работников детского сада.
5 – 6 лет
Знает свои дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об
организме (назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования).
Имеет представления о семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются
родственные связи, некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи.
6 – 7 лет
Рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах,
подготовке к школе, умениях и достижениях, о профессиях близких, их достижениях и
увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Имеет представление о культурных
ценностях общества и о своём месте в нём.

24

2.1.2. Модуль «Моё здоровье»
Цель модуля: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей.
Задачи модуля:
- формировать у детей представления об основах здорового образа жизни, осознанного и
ответственного отношения к собственному здоровью, к здоровью окружающих;
- развивать интерес к физической культуре.
Основные показатели освоения модуля:
3 – 4 года
Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных
для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в
игру.
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки
еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению
здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью.
Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
4 – 5 лет
Может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях,
установить связи между неправильными действиями и их последствиями. В повседневной
жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения.
Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их
соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об
опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные
умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки
помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья,
элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные
алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
5 – 6 лет
Владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь; избегает
контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет осторожность при встрече с
животными; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и
поведения здорового человека. Правила здорового образа жизни, полезные (режим дня,
питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для
здоровья привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь
при уходе за больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны
здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном
здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах,
первых признаках недомогания.
Формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках,
укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Формирование
осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании,
развитие устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни,
здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.
Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и
жизненно важных привычек здорового образа жизни.
6 – 7 лет
Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения.

25

Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы
сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания,
занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между
соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим
и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.
Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость
внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к
взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности
(необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты
материалов и инструментов и пр.).
Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Формирование представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической
культуре и спорту;
Воспитание ценностного отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развитие
мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2.1.3. Модуль «Труд славит человека»
Цель
модуля:
знакомство
детей
с
трудом
взрослых,
с
разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для
достижения цели.
Задачи модуля:
- создать и поддержать интерес детей к деятельности взрослых;
- обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых действий, их названия и
соотношения к профессии.
Основные показатели освоения модуля:
3 – 4 года
Принимает цель в играх, в предметной и художественной деятельности, по показу и
побуждению взрослых доводит начатую работу до определённого результата. Проявляет
самостоятельность в самообслуживании (умывается, ест, одевается при небольшой
помощи взрослого).
С интересом наблюдает трудовые действия; бережно относится к результатам труда;
проявляет стремление отражать содержание хозяйственно-бытового труда в игре с
использованием реальных предметов и предметов-заместителей.
4 – 5 лет
С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной
цели. Самостоятелен в самообслуживании, видит необходимость выполнения
определённых действий и достижения результата.
Проявляет познавательный интерес к труду взрослых (интересуется, кем работают близкие
ему люди, чем они заняты на работе); отражает полученные представления в сюжетноролевых играх. Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых.
Понимание направленности трудовых процессов на результат (например: повар заботится,
чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как
результате трудовой деятельности взрослых.
5 – 6 лет
Может самостоятельно поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к
её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Охотно участвует в разных видах повседневного труда.

26

Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда
(объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения
трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому
для выполнения действий.
Уважение к труду родителей, Имеет конкретные представления о профессиях и
взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового
процесса
6 – 7 лет
Проявляет самостоятельность, настойчивость и волевые усилия в достижении цели,
поиске ответа на вопросы.
Имеет отчётливое представление о многообразии профессий и предметного мира,
созданного человеком во взаимосвязи прошлого и настоящего. Труд ребёнка
результативен, основан на самоконтроле. Знания о многообразии профессий в
современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей
структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты
и оборудование, набор трудовых действий, результат. Представления о личностных
качествах представителей разных профессий
2.1.4. Модуль «Родина моя»
Цель модуля: формирование начального представления о родном крае, стране, истории и
культуре.
Задачи модуля:
- воспитывать любовь к родному краю, стране;
- расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей
возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями,
историей и культурой.
Основные показатели освоения модуля:
3 – 4 года
Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на
общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Освоение
представлений о названии родного города, некоторых городских объектах, Освоение
начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных
праздниках и событиях.
Воспитывать интерес к миру природы. Узнаёт дом, квартиру, в которой живёт, детский
сад, группу.
4 – 5 лет
Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране, к общественным
праздникам и событиям. Воспитывать привычку к овладению отдельными правилами
поведения на улице, в транспорте.
Воспитывать понимание многообразия россиян разных национальностей – особенностей
их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных
народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей
Знает название страны и города, в котором живёт, хорошо ориентируется в ближайшем
окружении. Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых
общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.
5 – 6 лет
Освоение представлений о своем городе названия родного города, его особенностях
(местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).

27

Освоение представлений о названии
ближайших улиц,
назначении некоторых
общественных учреждений города – магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе.
Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице,
государственном флаге и гербе.
Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России,
ярких исторических событиях, героях России.
Понимание многообразия россиян разных национальностей -особенностей их внешнего
вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных
народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну
богатой и счастливой.
Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных
национальностей.
6 – 7 лет
Освоение представлений о родном городе – его гербе, названии улиц, некоторых
архитектурных
особенностях,
достопримечательностях
Понимание
назначения общественны учреждений, разных видов транспорта. Овладение
представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и
выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране – ее государственных символах, президенте,
столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к
ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся
людям России.
Освоение
стихотворений,
песен,
традиций
разных
народов
России,
народных промыслов. Проявление желания участвовать
в
праздновании
государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и
народов мира – элементарных представлений о многообразии стран и народов
мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной
одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать
свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков.
Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира.
Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных
национальностей.
2.1.5. Модуль « Мир, в котором я живу»
Цель модуля: формирование у дошкольников чувства бережного отношения к живой природе
и окружающей среде.
Задачи модуля:
- формировать бережное отношение к родной земле, природным богатствам России;
- воспитывать чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
Основные показатели освоения модуля:

28

3 – 4 года
Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло.
Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и
чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей
(воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).
4 – 5 лет
Выделение разнообразия явлений природы растений и животных. Зависимость жизни
человека от состояния природы.
Бережное отношение к природе и природным богатствам.
5 – 6 лет
Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов.
Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений. Обнаружение
признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их
причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной)
Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная,
практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.
6 – 7 лет
Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о
планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля – общий дом для всех
растений, животных, людей. Освоение особенностей поведения в природе культурного
человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение
природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека
(он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает
заповедники). Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и
удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая,
оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности
природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет
право на жизнь). Высказывание предположений о причинах природных явлений,
рассуждения о красоте природы, обмен мнений о значении природы для человека,
составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. Осознанное применение
правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной
деятельности.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
№ 206 «Золотой петушок» было построено в 2009 году. МБДОУ – детский сад № 206
расположен в Верх – Исетском районе города Екатеринбурга, в поселке «Чусовское озеро»
удалён от города и оживленных транспортных магистралей.
МБДОУ посещают 38 воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в ВерхИсетском районе. В МБДОУ представлены группы общеразвивающей направленности (с
10,5 часовым пребыванием детей) в количестве 2.
В непосредственной близости от МБДОУ находится лесная зона, что позволяет
организовывать экологические прогулки, экскурсии к озеру «Чусовское» с целью
воспитания бережного отношения к природе.
В МБДОУ с дошкольниками проводятся практические мероприятия по обучению
правилам безопасного поведения на улице, а также по профилактике дорожнотранспортного травматизма, целью которых является осознание дошкольниками
необходимости соблюдать мерыпредосторожности, стремление сохранить своё здоровье.
Воспитательный процесс в МБДОУ организуется в развивающей предметно –
пространственной среде (далее - РППС), которая образуется совокупностью природных,

29

предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. РППС
обогащается за счет количественного накопления материально-технической базы,
улучшения качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным, половым особенностям и индивидуальным образовательным
потребностям обучающихся. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим,
умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в
различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ является физическое воспитание и
развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации
режима дня, двигательного, всех форм работы с детьми и других факторов. Оптимизация
двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных,
спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма,
самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного
становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной
готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и
дифференцированный подходы к детской личности и моральная мотивация детского труда.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков,
уровня
развития
творческого
воображения,
самостоятельности,
инициативы,
организаторских способностей. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных
занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для
более эффективного достижения целей воспитательной работы, которое обеспечивается
согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе.
Цель: организовать работу с семьями воспитанников, направленную на организацию
совместных воспитательных мероприятий в МБДОУ.
Задачи:
1. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни МБДОУ.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
Формы взаимодействия:
 общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем воспитания дошкольников; 

30

совместные мероприятия (утренники, досуги, развлечения, викторины и т.д.);
дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной
направленности; 
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей; 
 размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе МБДОУ.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБДОУ
интересную и событийно-насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным 
способом воспитания подрастающего поколения.



Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания
3.1

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания МБДОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
 обеспечение
воспитывающей
личностно
развивающей
предметнопространственной среды;
 оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
 создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами
и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые
виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
 современный уровень материально-технического обеспечения Программы
воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения
и воспитания;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
 учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в МБДОУ строится на следующих принципах:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка;
 создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,
без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и
педагогических работников;
 системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.

31

3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение
Для успешной реализации Программы воспитания в МБДОУ обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Кадровое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе
– образовательной программе дошкольного образования МБДОУ (стр. 12).
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано
в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного
образования МБДОУ и в Паспортах возрастных групп.
3.5. Информационное обеспечение реализации Программы воспитания
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется
через сайт МБДОУ и обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников.
3.6. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ –
обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их
нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного
развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
- учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;

32

- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические
иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств;
- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетноролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание,
бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое
обеспечение
подробно
описано
в
основной
общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования
МБДОУ и в Паспортах возрастных групп.


33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».