08.04.2019
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации
Реализация «Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (консультативно-диагностический, коррекционный и реабилитационный аспекты)» была начата в 1998 году в рамках научно-исследовательской программы «Научно-методическое обеспечение развития системы образования» (Приказ Министерства образования РФ № 830 от 30.03.98. Исполнительный директор программы Г.К. Шестаков. Ответственный исполнитель — начальник управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей МО РФ Г.Н. Тростанецкая.)
Руководителем программы в 1998 году был Н.В. Вострокнутов, а с 1999 года им является М.М. Семаго.
В рамках программы ведется работа по следующим направлениям:
— педагогическая диагностика дезадаптивных нарушений у детей дошкольного возраста на момент поступления в школу и в процессе обучения;
— социально-психологический мониторинг как средство сопровождения детей группы риска по школьной дезадаптации;
— организация деятельности школьного консилиума в системе комплексного сопровождения детей со школьной дезадаптацией, социально-психологическая помощь детям и семье (в том числе детям с аддиктивным поведением);
— выявление детей с риском дальнейшей школьной дезадаптации и профилактические (развивающее-коррекционные) мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях.
В рамках программы проводится методологический анализ необходимой нормативной и рабочей документации, разрабатываются наиболее оптимальные формы и средства психолого-педагогической диагностики, авторские методики коррекционно-развивающего обучения и реабилитационной помощи социально дезадаптированным детям. Сейчас в нашей стране практически отсутствуют документы и рекомендации, которые регламентируют различные аспекты взаимодействия специалистов, занимающихся коррекцией детей со школьной дезадаптацией, а также нет преемственности в работе дошкольных и общеобразовательных корекционно-реабилитационных учреждений.
Школьная дезадаптация — это любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляет образовательное пространство. Изначальная причина дезадаптации в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. На это накладываются разного рода трудности, возникающие у ребенка в дошкольном образовательном учреждении, что, естественно, приводит к формированию школьной дезадаптации. Опасность дезадаптации есть и тогда, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей.
Соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально-эмоционального, художественно- эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании.
Основополагающий компонент профилактики школьной дезадаптации – это сохранение здоровья будущих первоклассников, формирование культуры здоровья и основ здорового образа жизни . Распространенность патологий и заболеваемости среди детей дошкольного возраста ежегодно увеличивается на 4-5%, причем наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний и отклонений в физическом развитии происходят в период систематического образования. Есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы в школе ухудшается, чуть ли не в 1,5–2 раза. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Необходимо совершенствовать образовательный процесс, обеспечив его медицинское сопровождение, а в основу положить преемственность в работе поликлиники и ДОУ. А так же необходимо разработать систему социально-психологического мониторинга, которая дает возможность выявить детей, находящихся на пределе своих возможностей.
Основные направления в работе по этой программе:
1.Создание здоровьесберегающей – адаптивной образовательной среды в ОУ, обеспечение ранней диагностики и коррекции, последовательная социализация и интеграция этих детей в массовую школу.
2.Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания детей:
*Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку в образовательном процессе в зависимости от особенностей (социально-психологических, физических, эмоциональных) его состояния здоровья.
*Психолого-медико-педагогическое сопровождение и коррекционная работа.
*Создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для становления валеологческой культуры дошкольника, приобщения его к ценностям здорового образа жизни.
*Информационно-методическое обеспечение субъектов образовательного процесса по проблемам становления валеологической культуры.
*Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
*Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, модернизация содержания работы на основе внедрения личностно-ориентированных технологий, отказ от «школьного» типа обучения дошкольников, введение элементов креативной педагогики.
3. Профилактическая работа предусматривает комплекс мероприятий по реабилитации детей с заболеваниями ОДА и ЦНС (физиотерапевтические процедуры, ЛФК с использованием современных технологий и оборудования, плавание в бассейне, кислородный коктейль и сбалансированной питание, ортопедический режим, гибкий двигательный режим).
Наряду с сохранением и укреплением здоровья, важным компонентом профилактики дезадаптации является обеспечение своевременного и полноценного психического развития - это ориентация на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, а для этого необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми. Содержание и организация должны отбираться с учетом задач относительно новых поколений, и с учетом возрастных особенностей:
- приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества, посредствам научно обоснованных, конкретных методик и систем применения игровых компонентов на разных этапах и в разных видах детской деятельности;
- педагогическое содействие собственно психическому развитию детей.
Из опыта работы по организации этой работы:
В дошкольном учреждении организована и успешно действует система психолого-педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
*Создан банк данных об индивидуальных особенностях выпускников ДОУ – возрастные характеристики и психолого-педагогические представления.
*Осуществляется психолого-педагогический мониторинг за социально-личностным и познавательным развитием дошкольников в течение года, разработан диагностический инструментарий.
*Разработана программа индивидуального сопровождения ребенка.
*Действует психолого-педагогический консилиум по выводу детей в школу.
*Организована школа для родителей будущих первоклассников: создан банк методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания, а также по вопросам адаптации ребенка к школьному обучению, путей преодоления возникающих проблем, овладения приемами психологической поддержки ребенка на пороге школьного обучения; идет изучение и анализ мнений родителей об актуальности проблемы преемственности, создан банк данных о семьях воспитанников, работает лекторий «Как сохранить здоровье ребенка к 1 классу».
Третий компонент в этой профилактической работе - обеспечение системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
Утверждение статуса дошкольного образования как первой ступени общего образования.
Усиление государственной поддержки стимулирования труда педагогических и управленческих работников дошкольного образования.
Повышение профессионализма педагогических кадров.