Общее и особенное в характеристике дошкольника
и младшего школьника
| Дошкольник | Младший школьник |
| Общее |
| Восприимчивость, внушаемость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражательность, любознательность, неустойчивость внимания, бодрое и радостное настроение (при условии, что ребенок здоров), подвижность, импульсивность поведения, пластичность нервной системы, непроизвольность поведения, преобладание мотивов, связанных с интересом к миру взрослых. |
| Особенное |
| Формирование основ личности через самостоятельное соподчинение мотивов поведения. | Формирование характера, неустойчивость свойств характера. |
| Появление первых этических норм и моральной оценки, определяющих отношение к другим людям | Формирование новых социальных потребностей, позволяющих действовать на основе нравственных требований, принятие требования выполнения норм поведения. |
| Образование детского сообщества развитие самооценки и притязаний как условий социальной активности | Образование детского коллектива, формирование обращенности к коллективу сверстников. |
| Связь наиболее сильных переживаний с окружающими. | Требовательность, избирательность отношений к товарищам. |
| Наибольшая значимость первого круга общения семья. | Наибольшая значимость авторитета учителя |
| Неустойчивость интересов и желаний. | Возникновение относительно устойчивых форм поведения. |
| Преобладание игровых мотивов поведения. | Преобладание мотивов поведения, связанных с учением. |
| Правдивость, открытость. | Развитие нового познавательного отношения к действительности. |
Учет данных функциональных и общих психосоциальных признаков развития детей позволит практикам решить важнейшие методические задачи предшкольного образования, оптимизировать работу с детьми старшего дошкольного возраста, содействуя, тем самым, выравниванию их «школьных возможностей», а также созданию ситуации успешного школьного старта.